Психосемантика

Это одна их самых молодых веток в развитий психологии, поскольку началом ее исследований считается только 1952 год. Именно тогда Чарльз Осгуд написал работу о природе и измерении значений. Вместе со своей командой они высказали предположение, что процесс мышления любого человека можно детально исследовать и на основе его оценок определить его поведение. Проведенная работа получила безоговорочное признание и стала основой для будущей науки психосемантика. Итак, зачем она нужна и где ее можно применить?

Что такое Психосемантика?

Под психосемантикой подразумевается ответвление психологии, в котором изучаются принципы формирования и работы системы значений. То есть, раздел рассматривает то, как человек воспринимает символы, фразы или знаки и пользуется ими на практике. Главной ее задачей является изучение общепсихологических аспектов процесса формирований категорий человека.

Наглядным примером применения результатов этой науки является маркетинг. Так, маркетологам по время разработки методов продвижения своих продуктов знание того, как воспринимаются образы человеком, позволяет создать максимально эффективную рекламную кампанию.

Итак, специалисты в области психосемантики занимаются следующей работой:
рассматривают, в каких формах могут существовать значения в человеческом сознании. Речь идет о различных символах, знаковых или вербальных формах, а также графических образах;
проводят анализ того, как влияют мотивация и эмоциональные состояния человека на созданную им в течение жизни систему значений.

При этом в психосемантике исследуются как общепсихологическая категоризация, так и дифференциально-психологическая. Во втором случае речь идет о представлении определенного человека о мире, учитывая особенности его системы значений. То есть, как внешние факторы позволяют сформировать человеческое мировоззрение на основании системы смыслов.

Учитывая, что каждый человек мыслит по своему, обладает индивидуальным мироощущением и по своему формирует мысли – задача психосемантики заключается и в разработке методов влияния на эти факторы.

Существует несколько способов исследования:

  • разговор и наблюдение;
  • попытка описать значения слов;
  • изображение на бумаге состояний или ситуаций4
  • способы формирования понятий;
  • эксперименты с ассоциациями;
  • способы классификации и определения понятий;
  • семантическая и контекстная реконструкция.

В психосемантике существует три основных понятия, которые позволяют понять суть этой науки и преимущества от ее знания – это значение, контекст и категоризация.

Итак, человек по своей природе присваивает значения всему происходящему. Однако что представляет собой данный феномен? Значение можно объяснить по разному, так что самым простым его определением можно назвать следующее:
Значение – общая идеальная модель любого объекта в человеческом сознании.

Например, каждое слово может не только обозначать явление или предмет, но также оно создает сразу несколько ассоциаций и возможных связей с ним. Поэтому слово находится в центре некоего каскада из образов, которые им обусловлены. Из этих образов формируется некое семантическое пространство (о нем речь пойдет уже ниже).

Следующее основное понятие, играющее важную роль – это категоризация. Оно представляет собой то, как человек разделяет образы, слова и символы по категориям. Мало того, человек этим занимается почти все время на протяжении жизни (даже если он спит).

Категоризация представляет собой причисление различных объектам или явлениям общих признаков, ситуаций, людей в придуманные им классы. Соответственно, человек определяет, как ему реагировать на них, с учетом приписываемых им свойствам.

В более расширенном смысле проблему категоризации можно назвать проблемой понимания. Практически все время понимание было взаимосвязано с контекстом – букву можно быстрее воспринять благодаря слову, слово становится понятным из предложения, которое становится понятным из текста, где оно находится. При появлении противоречащего контексту стимула появляется ситуация семантической несогласованности. Следовательно, категоризация также может рассматриваться как использование стимулов в внутреннем контексте.

Даже с учетом того, что все люди являются разными личностями, между ними можно выделить множество общих черт. Так, по единогласному мнению специалистов, цвета можно назвать устойчивыми образами в аффективных системах восприятия. К примеру, исследователи доказали, что все народы практически одинаково относятся к основным цветам. Например, красный или желтый воспринимаются как что-то теплое, причем у красного большая привлекательность и он часто является символом тревоги. Однако тот же голубой для любого жителя планеты является сигналом спокойствия. Указанное восприятие цветов обуславливается физиологическим фактором человека, относительно его биологического вида.

Субъективное семантическое пространство

Далее мы переходим к ССП. Оно является комплектом из категорий в сознании человека, благодаря которому тот оценивает и затем классифицирует окружающие его вещи или понятия. Принимая такие допущения, можно разместить различные значения в семантическом пространстве из множества измерений. Они же смогут получить определенные характеристики в системе координат и на их основании можно установить расстояние между значениями.

Выбор ССП в качестве метода исследования и представления категорий в виде модели со временем получило большую популярность. Специалисты в психологии памяти, мышления и теории принятия решений сразу же взяли себе на вооружение.

Процесс создания семантического пространства выглядит следующим образом:

  • В самом начале выполняется выделение семантических связей между подвергающимися анализу объектами – изображениями, символами, словами, знаками. В результате можно создать матрицу сходства или расстояний между ними.
  • Далее можно переходить к математической обработке построенной матрицы, чтобы выделить ее основные элементы.
  • Наконец, остается интерпретировать выделенные структуры, из которых и образуется ССП.

Со временем принципы психосемантики нашли применение в работе Джорджа Келли, американского исследователя в психологии, который в 1955 году представил метод репертуарных решеток. Его работа стала толчком для дальнейшего развития этой науки.

Метод репертуарных решеток

Данный метод разработан на базе теории личных конструктов, созданной тем же Келли. Теория дает возможность распознавать интерпретативные процессы, согласно которым люди конструируют все значения относительно собственным контекстам.

Основной идее этой техники является убеждение, что люди действуют и думают на основе собственной схемы, созданной с помощью конструктов. Под конструктом подразумевается несколько субъективных (используемых личностью) понятий, которые описывают что угодно – явление, личностное качество, объект и многое другое. Эта теория указывает, что все мыслительные процессы основаны на своеобразном передвижении мыслей между конструктами.

Результаты метода репертуарных решеток оказались впечатляющими, поскольку его стали активно применять в дисциплинах, где требуется работать с людьми. К примеру, в менеджменте по кадрам он позволяет определить источник конфликта среди коллектива или найти возможности для увеличения общей производительности. Если же применить МРР в исследовании рынка, можно узнать, насколько положительно или отрицательно оценивает продукт клиент. Вдобавок, такой подход может оказаться основой для разработки маркетинговых стратегий и их дальнейшего продвижения.

Данная техника также оказала помощь психологам и психотерапевтам, предлагая такие возможности:

  • Более детальное изучение процессов мышления.
  • Корректировка выбранных процессов мышления, из-за которых результаты деятельности человека находятся не на должном уровне.
  • Отслеживание изменений, происходящих через некоторое время в человеческом сознании. Результаты мониторинга позволяют определить, насколько действенны техники терапии.

Тестирование испытуемого согласно МРР проходить следующим образом.
Сначала перед человеком располагается 12 ролевых образов:

  • Я.
  • Я, спустя 10 лет.
  • Мать.
  • Отец.
  • Подруга.
  • Друг.
  • Сестра.
  • Брат.
  • Супруг.
  • Тот, кто вызывает сочуствие.
  • Тот, кто вызывает антипатию.
  • Самый худший политик.
  • Тот, кто помог изменить жизнь к лучшему.

При отсутствии некоторых персонажей в реальной жизни тестируемого, психолог выбирает аналогичные образы – близкие образы или родственники.

Дальше создаются тройки из образов в такой способ, чтобы все персонажи появлялись минимально по два раза по созданной матрицы. К каждой из ячеек все образы отмечаются кружочками. По правой стороне вертикально выписываются их отрицательные стороны, по левой – положительные.

При этом качествами нужно объединить два образа, а у третьего должны быть существенные отличия. Например, сестра и брат могут быть добрыми, а вызывающий антипатию – злым.

Под конец испытуемому предлагают поставить оценки всем характеристикам. По положительным:

  • 1 балл – очень сильно выражаемое
  • 2 балла – средне
  • 3 – слабо

Негативным сторонам присваиваются другие оценки:

  • 7 – сильно
  • 6 – средне
  • 5 – слабо

Здесь необходимо, чтобы все конструкты обладали четкими характеристиками и имели эмоциональную окраску.

На основании созданной матрицы можно оценить человека о его мышлении:

  • Какие перспективы он видит относительно своего будущего.
  • Существуют ли в его семье какие-либо внутренние конфликты.
  • Субъективная оценка испытуемым своей личности.

Такая методика доступна в большом количестве вариантов, поскольку с учетом цели исследования выбираются другие персонажи. Однако основной процесс не меняется и заключается в оценке ролевых образов.

По мнению исследователей, главное достоинство данной техники таково, что ее можно применять как инструментарий для глубокого обсуждения и размышлений над тематикой. Таким образом, конкретные результаты получить невозможно, вместо них в распоряжение поступает ценная информация. Именно ее можно использоваться для получения правильных выводов.

Где можно применить психосемантику?

Итак, уже понятно – психосемантика на основании оценок человека позволяет получить информацию для получения анализа с помощью различных методов. Их главным преимуществом является возможность выбрать стимулом для оценки практически любой объект – отношения, событие, продукт, ситуация и многое другое. Оценка таких объектов является семантическим дифференциалом, который представляет собой бланковую методику, с последующими алгоритмами обработки данных.

Следовательно, преимущества методов психосемантики следующие:

  • Не нужно тратить много времени на работу с испытуемыми.
  • Не сложно найти желающих пройти тесты, учитывая возможность работать с тестами.
  • Для тестирования исследователю не нужно принимать прямое участие (возможно работать через Интернет).
  • Можно быстро получить индивидуальные или коллективные результаты (чтобы раздавать бланки с сопровождающей инструкцией или работать с группами, нужно пару минут).
  • Существует огромное количество способов обработки, что позволяет получить разнообразные данные, которые испытуемые даже могут не осознавать.

Уже говорилось о пользе семантического дифференциала в маркетинге и во всей психологии. Можно рассказать ниже, в каких конкретно областях он применяется:

В настоящее время преимущества метода СД обусловили очень широкое применение его во всех сферах психологии. Приведем лишь небольшой список возможных сфер применения СД.

  • Проведение исследований и создание моделей значений.
  • Возможность показать результаты по обучению и повышения профессионализма для дальнейшего совершенствования коллектива.
  • Возможность точно описывать эмоциональное и психологическое состояние испытуемого под влиянием определенных факторов.
  • Проведение психологической диагностики человека (как он оценивает свои основные качества или окружающих его людей).
  • Консультация семейных пар и принятие решений для улучшения совместной жизни (проведение оценки мужа или жены, проведение стимулов).
  • Исследование феномена сплоченности коллектива и возникновения разногласий.
  • Разработка проектов и создание имиджа (как выбрать кандидата на работу среди лучших на основании оценок).
  • Оценка проведенной работы в компании или индивидуальной деятельности (как работает реклама, насколько качественные товары и другое).
  • Проведение экспертизы во всевозможных сферах деятельности.
  • Разработка программ обучения на основе семантического пространства.

Заключение

Можно увидеть, что психосемантика является полезным инструментом, позволяющим принимать правильные решения. Хотя на первый взгляд он кажется сложным, при более детальном рассмотрении становится понятно – его изучение стоит потраченного времени. Тем более, что во многих сферах профессиональной деятельности методы репертуарных решеток, СД и другие могут оказаться довольно прибыльными.

Литература для углубленного изучения
Для желающих продолжить знакомиться с такой трудной и одновременно перспективной темой можно рекомендовать литературу:

  • «Основы психосемантики» В. Петренко.
  • «Методы психосемантики» В. Серкин.
  • «Спонтанность сознания» В. Налимов.
  • «Психосемантика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры» В Серкин.
  • «Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография» С. Дьяков.