Когнитивные искажения на пальцах. 10 вещей, о которых врет Ваш мозг

Что такое когнитивные искажения?

Мы принимаем ежедневно много решений. Причем большинство из них принимаются со скоростью света, почти автоматически. Мы редко рассматриваем последствия каждого возможного варианта и почти наугад выбираем из ряда возможных решений. В таких ситуациях нет когнитивной ошибки.

В другой раз, особенно когда это решение, которое мы считаем важным, мы оцениваем всю имеющуюся у нас информацию. Все это мы делаем для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант. Однако есть еще один фактор, который влияет на принимаемые нами решения и о нем мы не всегда думаем. Он называется когнитивное искажение или предубеждение, простым языков. Набор таких предубеждений может быть опасным, потому что он может привести нас к неосуществимым и неправильным решениям.

Когнитивное или эвристическое искажение само по себе неплохо. На самом деле, можно сказать, что они являются своего рода ментальным сокращением. Конечно, это может привести к неприятностям, но это все же сокращение. Мы описываем их как ярлыки, потому что мы используем эти предрассудки для экономии психической энергии (когнитивных ресурсов).

Например, допустим, вы идете в бар и полчаса гадаете, какой напиток вы закажете. Вы рассматриваете стоимость каждого напитка в отдельности и, не спеша, выбираете оптимальный вариант.

После того, как вы исчерпали всю эту умственную энергию, вы устали. Вы потратили время, которое могли выделить на другие вещи. Эвристические и когнитивные искажения ускоряют процесс мышления. Они экономят ресурсы, которые можно использовать для других, более важных задач. Однако очень часто они влияют на поведение человека, не давая ему развиваться далее.

Как появился термин когнитивные искажения?

Термин когнитивное искажение ввели ученый Даниэл Канеман и Амос Тверски после проведения своих экспериментов в 1972 году. Они сумели выявить несколько способов мышления, когда люди принимали решение, отличное от теории рационального выбора. То есть, ими было обнаружено влияние навязанных людям стереотипов на делаемые ими выводы.

Позже результаты двух ученых стали основой для дальнейших исследований и сыграли важную роль в развитии различных наук, включая медицину, психологию и даже политологию.

20 наиболее распространенных когнитивных искажений. Баги мышления

Ниже представлены 20 наиболее распространенных шаблонных суждений, которые встречаются у большинства из нас. Они были взяты из полезного ресурса википедия, где информация об искажениях постоянно обновляется и остается актуальной.

  • Эффект ненужной информации. Стремление искать данные, которые никак не повлияют на запланированную деятельность. Здесь стоит подчеркнуть, что иногда меньше значит больше. Накопление ненужной информации может нарушить эффективность наших усилий.
  • Эвристика доступности. Мы склонны переоценивать вес определенной информации. Например, вы можете услышать от окружающих, что курение не так и вредно, потому что их знакомый прожил сто лет и курил ежедневно три пачки сигарет.
  • Эффект снежного кома. Шанс того, что человек примет точку зрения, возрастает с увеличением количества разделяющих ее людей. Эффект можно увидеть, например, во время выборов, когда не решившие руководствуются опросами.
  • Ошибка белого пятна. Неспособность распознавать собственные когнитивные ошибки также является когнитивным искажением. В этом случае люди могут даже указать на чью-то когнитивную ошибку, но они не замечают своих собственных. Мало кто знает, что в глазах так называемым "слепым пятном" является поле зрения, в котором мы ничего не видим.
  • Эффект поддержки решения. Вам кажется, что если вы сделали выбор, он должен быть положительным, хотя у него может быть много отрицательных сторон. Так, вы можете считать свою собаку прекрасным животным, хотя она агрессивна и часто кусает окружающих.
  • Иллюзия группирования. Что-то, что лежит в основе парадокса азартного игрока. Человек начинает искать шаблон в случайных событиях. Например, когда он ожидает, что красный цвет будет более или менее вероятно появиться после серии противоположных цветов на рулетке.
  • Эффект подтверждения. Нам свойственно прислушиваться только к той информации, которая согласуется с нашими убеждениями или подтверждает наши первоначальные предположения, независимо от того, верны ли они. Так формируются «группы взаимного обожания». Вспомните к примеру, почему дискуссии на такие темы, как глобальное потепление или политика, обычно заканчиваются оскорблениями.
  • Ошибка консерватизма. Это происходит, когда люди больше ценят старую информацию, чем обнаруженную позже. Например, потребовалось много времени, чтобы принять тот факт, что Земля круглая, потому что убеждение в том, что она плоская, сохранялось и раньше.
  • Эффект фокуса. Заключается в сосредоточении внимания на одной детали, преувеличивая ее значение. Например, когда ведутся переговоры о вознаграждении, тот, кто первым делает предложение, создает определенный диапазон рациональных возможностей в головах обоих. В таком случае будет трудно выйти за рамки аналогичной суммы. Другим примером является изучение уровня счастья в отдельных штатах США. Существенных различий не было, хотя люди считали, что жители Калифорнии должны быть самыми счастливыми – ведь это связано с хорошей погодой и беззаботной жизнью. Но они не учитывали, например, частые землетрясения или преступность.
  • Эффект страуса. Отрицание негативной информации путем «прятки головы в песок». Исследования показали, что во времена кризиса вкладчики не так часто проверяют стоимость своих инвестиций.
  • Эффект результата. Оценка решения по его результатам, а не путем отслеживания, как было принято решение и что повлияло на него в данный момент. То, что вам удалось выиграть в казино, вовсе не означает, что решение потратить сбережения было мудрым.
  • Самонадеянность. Это также когнитивная ошибка, связанная с переоценкой своих способностей. Это делает людей более склонными к большому риску в повседневной жизни. Это также видно на примерах многих экспертов, которые верят в свою непогрешимость по теме своей профессии.
  • Эффект плацебо. Наиболее известные – простая вера, что действие может вызвать какой-то эффект, вызывает его. Иногда используется в медицине.
  • Иллюзия про-инноваций. Создатель изобретения переоценивает его полезность, в то же время закрывая глаза на его недостатки и ограничения. Подумайте обо всех последних стартапах.
  • Новизна. Тенденция переоценивать последнюю информацию за счет собранных данных. Это особенно опасно при инвестировании денег, когда нам кажется, что рынок всегда будет выглядеть так, как сейчас. То есть, без учета тенденций к взлетам и падениям.
  • Эффект различия. Мы сосредотачиваемся на самом выдающемся аспекте человека или некотором деле. Например, когда мы думаем о смерти, нас может пугать видение льва или гибели в результате взрыва бомбы. И забываем о более наглядных причинах – болезнях или автомобильных авариях.
  • Выборочное восприятие. Мы разрешаем своим ожиданиям влиять на наше восприятие мира. Установлен факт, когда люди, которым предложили просто выпить алкогольный напиток (где не было алкоголя), чувствовали и вели себя так, как будто их «слегка вставило». Тесно связано с эффектом плацебо.
  • Стереотипы. Убежденность в том, что группа или человек обладают некоторыми особенностями, несмотря на отсутствие каких-либо знаний о них. Иногда это полезно, поскольку позволяет идентифицировать незнакомцев как друзей или врагов. Однако часто это только вредит.
  • Ошибка выживания. Состоит в том, когда человек сосредотачивается исключительно на примерах выживания, неправильную оценивая ситуацию. Так, всем может показаться, что вести свой бизнес легко – мы ведь мало слышим о тех, кто оказался банкротом.
  • Иллюзия нулевого риска. Нам нравится, когда что-то определенно и не может нас удивить, даже если это непродуктивно. Устранение риска до нуля означает, что ничего плохого не произойдет, но вы также можете получить гораздо меньше.

Можно ли исправить когнитивные искажения?

Оказывается, все возможно. Ведь не зря говорится – предупрежден, значит вооружен. Так, если вы узнаете в вышеприведенных примерах себя, то без проблем увидите свою ошибку. Затем достаточно придумать несколько различных примеров своей иллюзии и проблема в основном будет решена. Если же вам удасться успешно применить исправленное когнитивное искажение на практике – можете просто поздравить себя.