Когнитивные искажения на пальцах. 20 вещей, о которых врет Ваш мозг

Когнитивные искажения на пальцах. 20 вещей, о которых врет Ваш мозг

Мы принимаем ежедневно более 200 микрорешений. Куча решений принимаются на автопилоте. В теме статьи рассмотрим почему можно регулярно ошибаться из-за когнитивных искажений + 20 багов мышления, которые делают вас значительно глупее.

Если брать определение с Википедии, то Когнитивные искажения — это понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. Когнитивные искажения возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.

Если говорить простым языком, то Когнитивные искажения — это когда вы ошибаетесь раз за разом по накатанной схеме. Не замечая подвоха, мол я ничего не видел… Если быть осведомленным о существовании когнитивных искажений, то можно придумать как не попадать в их сети.

Почему критически важно сокращать число когнитивных ошибок в вашей жизни

Когнитивные ошибки это не случайность. Это систематические ошибки и они появляются регулярно. В вашей власти осознанно предвидеть подобный исход и еще «на берегу» предусматривать иной подход к решению.

Вы живете в мире, где много вещей которые контролировать нельзя. Разве не отлично получить дополнительный контроль? Взять ответственность и оптимизировать процессы. Если взять в расчет, что вы можете получить минимум +20% к своим мыслительным способностям.

Практический пример обхода когнитивных искажений из жизни

Вы копирайтер и пишете статьи для заказчиков на бирже. Ваш опыт работы 1-1.5 года. Вам попадает весьма нетривиальны заказ, который немного выбивается из привычного опыта и вам нужно дополнительное время на изучение, или более творческий подход. Вы прикинули в голове и назначили дату дедлайна, оценили сроки. Здесь начинается самое интересное!

Когнитивные искажения иллюстрация
Illustration by Jim Pavelec

Увеличьте требуемый срок на 1,3-2 — с учетом когнитивного искажения «ошибка планирования».

Ошибка планирования — когнитивное искажение, связанное с излишним оптимизмом и недооценкой времени, требуемого для выполнения задачи.Ошибка происходит независимо от того, знает ли индивидуум, что решение аналогичных задач в прошлом потребовало больше времени, чем планировалось

Это же можно и описать законом Мерфи, законом подлости, если что-то может пойти не так — надо это предусмотреть. На выходе вы получаете оценку, которая положительна в обеих исходах:

  1. Если потребовалось меньше времени: отлично, вы довольны и заказчик доволен;
  2. Если потребовалось больше времени: вы все равно ближе к реальности, чем первоначальный вариант оценки.

Банальное не так банально как кажется. Здесь не написано ничего нового для многих, вы можете интуитивно действовать схожим подходом. Но сработает ли интуиция на всех 20-ти самых распространенных когнитивных искажениях? Что лучше — потратить 15 минут своей жизни изучив базу и получив возможность обходить такие колкости сознания, или делать ставку на случай?

Как появился термин когнитивные искажения?

Даниэл Канеман фотопортрет
Даниэл Канеман

Термин когнитивное искажение ввели ученый Даниэл Канеман и Амос Тверски после проведения своих экспериментов в 1972 году. Они сумели выявить несколько способов мышления, когда люди принимали решение, отличное от теории рационального выбора. То есть, ими было обнаружено влияние навязанных людям стереотипов на делаемые ими выводы.

Позже результаты двух ученых стали основой для дальнейших исследований и сыграли важную роль в развитии различных наук, включая медицину, психологию и даже политологию.

20 наиболее распространенных когнитивных искажений. Баги мышления

Ниже представлены 20 наиболее распространенных шаблонных суждений, которые встречаются у большинства из нас. Они были взяты из полезного ресурса википедия, где информация об искажениях постоянно обновляется и остается актуальной.

  • Эффект ненужной информации. Стремление искать данные, которые никак не повлияют на запланированную деятельность. Здесь стоит подчеркнуть, что иногда меньше значит больше. Накопление ненужной информации может нарушить эффективность наших усилий.
  • Эвристика доступности. Мы склонны переоценивать вес определенной информации. Например, вы можете услышать от окружающих, что курение не так и вредно, потому что их знакомый прожил сто лет и курил ежедневно три пачки сигарет.
  • Эффект снежного кома. Шанс того, что человек примет точку зрения, возрастает с увеличением количества разделяющих ее людей. Эффект можно увидеть, например, во время выборов, когда не решившие руководствуются опросами.
  • Ошибка белого пятна. Неспособность распознавать собственные когнитивные ошибки также является когнитивным искажением. В этом случае люди могут даже указать на чью-то когнитивную ошибку, но они не замечают своих собственных. Мало кто знает, что в глазах так называемым «слепым пятном» является поле зрения, в котором мы ничего не видим.
  • Эффект поддержки решения. Вам кажется, что если вы сделали выбор, он должен быть положительным, хотя у него может быть много отрицательных сторон. Так, вы можете считать свою собаку прекрасным животным, хотя она агрессивна и часто кусает окружающих.
  • Иллюзия группирования. Что-то, что лежит в основе парадокса азартного игрока. Человек начинает искать шаблон в случайных событиях. Например, когда он ожидает, что красный цвет будет более или менее вероятно появиться после серии противоположных цветов на рулетке.
  • Эффект подтверждения. Нам свойственно прислушиваться только к той информации, которая согласуется с нашими убеждениями или подтверждает наши первоначальные предположения, независимо от того, верны ли они. Так формируются «группы взаимного обожания». Вспомните к примеру, почему дискуссии на такие темы, как глобальное потепление или политика, обычно заканчиваются оскорблениями.
  • Ошибка консерватизма. Это происходит, когда люди больше ценят старую информацию, чем обнаруженную позже. Например, потребовалось много времени, чтобы принять тот факт, что Земля круглая, потому что убеждение в том, что она плоская, сохранялось и раньше.
  • Эффект фокуса. Заключается в сосредоточении внимания на одной детали, преувеличивая ее значение. Например, когда ведутся переговоры о вознаграждении, тот, кто первым делает предложение, создает определенный диапазон рациональных возможностей в головах обоих. В таком случае будет трудно выйти за рамки аналогичной суммы. Другим примером является изучение уровня счастья в отдельных штатах США. Существенных различий не было, хотя люди считали, что жители Калифорнии должны быть самыми счастливыми – ведь это связано с хорошей погодой и беззаботной жизнью. Но они не учитывали, например, частые землетрясения или преступность.
  • Эффект страуса. Отрицание негативной информации путем «прятки головы в песок». Исследования показали, что во времена кризиса вкладчики не так часто проверяют стоимость своих инвестиций.
  • Эффект результата. Оценка решения по его результатам, а не путем отслеживания, как было принято решение и что повлияло на него в данный момент. То, что вам удалось выиграть в казино, вовсе не означает, что решение потратить сбережения было мудрым.
  • Самонадеянность. Это также когнитивная ошибка, связанная с переоценкой своих способностей. Это делает людей более склонными к большому риску в повседневной жизни. Это также видно на примерах многих экспертов, которые верят в свою непогрешимость по теме своей профессии.
  • Эффект плацебо. Наиболее известные – простая вера, что действие может вызвать какой-то эффект, вызывает его. Иногда используется в медицине.
  • Иллюзия про-инноваций. Создатель изобретения переоценивает его полезность, в то же время закрывая глаза на его недостатки и ограничения. Подумайте обо всех последних стартапах.
  • Новизна. Тенденция переоценивать последнюю информацию за счет собранных данных. Это особенно опасно при инвестировании денег, когда нам кажется, что рынок всегда будет выглядеть так, как сейчас. То есть, без учета тенденций к взлетам и падениям.
  • Эффект различия. Мы сосредотачиваемся на самом выдающемся аспекте человека или некотором деле. Например, когда мы думаем о смерти, нас может пугать видение льва или гибели в результате взрыва бомбы. И забываем о более наглядных причинах – болезнях или автомобильных авариях.
  • Выборочное восприятие. Мы разрешаем своим ожиданиям влиять на наше восприятие мира. Установлен факт, когда люди, которым предложили просто выпить алкогольный напиток (где не было алкоголя), чувствовали и вели себя так, как будто их «слегка вставило». Тесно связано с эффектом плацебо.
  • Стереотипы. Убежденность в том, что группа или человек обладают некоторыми особенностями, несмотря на отсутствие каких-либо знаний о них. Иногда это полезно, поскольку позволяет идентифицировать незнакомцев как друзей или врагов. Однако часто это только вредит.
  • Ошибка выживания. Состоит в том, когда человек сосредотачивается исключительно на примерах выживания, неправильную оценивая ситуацию. Так, всем может показаться, что вести свой бизнес легко – мы ведь мало слышим о тех, кто оказался банкротом.
  • Иллюзия нулевого риска. Нам нравится, когда что-то определенно и не может нас удивить, даже если это непродуктивно. Устранение риска до нуля означает, что ничего плохого не произойдет, но вы также можете получить гораздо меньше.

Можно ли исправить когнитивные искажения?

Оказывается, все возможно. Ведь не зря говорится – предупрежден, значит вооружен. Так, если вы узнаете в вышеприведенных примерах себя, то без проблем увидите свою ошибку.

Затем достаточно придумать несколько различных примеров своей иллюзии и проблема в основном будет решена. Если же вам удасться успешно применить исправленное когнитивное искажение на практике – можете просто поздравить себя.

  • http://vk.com/id207110893 Альберт Щекинский

    Человек, как ни крути, живет в социуме, и общество оказывает свое влияние на поведение человека и его мировосприятие. И я считаю это вполне нормальным. Не совсем понимаю, для чего с этим надо бороться? Конечно, разумные рамки надо соблюдать, но не более того…

  • Евгения

    Многие из этих ошибок нахожу у себя. Мне кажется, это не столько ошибки, сколько особенности мышления и восприятия информации. Мешают ли они по жизни? Иногда. Нужно ли с ними бороться? Сомневаюсь, но от своей «суперспособности» накапливать ненужную информацию хотелось бы избавиться. Вот с эффектом подтверждения у меня все жестко, вплоть до описанного в статье перехода к оскорблениям. Стараюсь себя контролировать, но не могу. В голове мелькает мысль: «Ну почему я должна это выслушивать? Почему я общаюсь с этим человеком: У меня что, единомышленников нет?»

  • http://vk.com/id536617972 Ника Федоренко

    Когнитивными искажениями называют распространённые ошибки мышления, которые мы все систематически совершаем. Они всегда становятся причиной неразумных оценок, выводов, решений и поступков. Эти ошибки присущи большинству людей и предсказуемы. Именно поэтому этими искажениями отлично пользуются различные мошенники, астрологи и экстрасенсы.