Многоугольник конкурентноспособности

Многоугольник конкурентноспособности

В основе рыночной экономики лежит конкуренция. Оно представляет собой соперничество компаний за рынки сбыта.

Что из себя представляет метод оценки с помощью Многоугольника

Многоугольник конкурентоспособности представляет собой метод сравнительной оценки товаров или услуг. Он прост для понимания и составляется в форме многоугольника, в который включаются многочисленные характеристики. В их числе:

  • стоимость товара или услуги;
  • наличие сервисного обслуживания;
  • каналы сбыта и объём продаж;
  • уровень квалификации сотрудников компании и др.

Все показатели оценки конкурентоспособности соединяются между собой векторами. После соединения показателей осями производится их оценка. Оценка конкурентоспособности может проводится и в отношении компаний. В таком анализе заинтересовано любое предприятие. Метод оценки позволяет выявить сильные и слабые стороны чего-либо.

Составленные многоугольники накладываются друг на друга. Значения координат осей определяются экспертами исходя из поставленных задач проведения анализа.

Характеристики, которые включают в свойства для анализа

Конкурентоспособность товара, услуги или компании зависит от внутренних и внешних факторов. Проводить её анализ можно с помощью оценки различных характеристик. К внутренним факторам, оказывающим влияние на конкурентоспособность, относят:

  • уровень профессиональной подготовки сотрудников компании;
  • техническую оснащённость;
  • применяемые технологии;
  • стабильность партнёрских связей;
  • финансовую устойчивость и т.п.

В числе внешних факторов:

  • налоги;
  • законодательное регулирование рынков;
  • покупательская способность потребителей и т.п.

Задача построения многоугольника — выявить основные характеристики, влияющие на конкурентоспособность. Они не могут быть одинаковыми для всх видов товаров или услуг. Например, набор характеристик конкурентоспособности хлеба не могут совпадать с автомобилями или ювелирными украшениями.

Набор характеристик зависит от категории товара или услуги, целевого сегмента покупателей и многих других факторов. Отсутствие универсального набора характеристик в методе можно отнести в его недостатку, также как и то, что такой анализ может проводить только эксперт.

С течением времени набор характеристик, необходимых для анализа, меняется, поэтому проводить исследование нужно как можно чаще. Среди факторов, влияющих на изменение показателей конкурентоспособности:

  1. Снижение или рост благосостояния людей. Он может потребителей отказываться от какого-либо вида изделий или, наоборот, увеличивать на них свой спрос.
  2. Развитие науки. Современные технологии оказывают серьёзное влияние на конкурентоспособность изделия. Например, выпущенная сегодня модель гаджета, пользующуюся повышенным спросом, уже завтра окажется никому не нужна.
  3. Модные тенденции. Некоторые категории товаров определяют модные веяния. Не всегда это касается только одежды. Например, тенденция спортивного образа жизни полностью меняет структуру питания человека. Вместо обычного кефира он начинает употреблять молочно-кислый продукт с био добавками.

Как проводится анализ

Построение многоугольника происходит в несколько этапов. Для этого можно использовать различные оценочные категории. Например, определить рыночные конкурентные преимущества.

  • Шаг 1. Выбираем параметры оценки конкурентоспособности.
  • Шаг 2. Проводим исследование потребителей. Необходимо выяснить их отношения к цене и качеству предлагаемому товару или услуге. Выявляем их сильные и слабые стороны с точки зрения потребителя.
  • Шаг 3. Даём полученным в ходе исследования характеристикам свою оценку.
  • Шаг 4. Полученные данные нужно нанести на рисунок. Он делается на основе размещённых на оси координат точек, которые соединяются между собой прямыми.

На оси координат необходимо накладывать точки сравниваемых величин. Например, характеристики конкурента и свой фирмы. Полученная диаграмма позволяет найти слабые стороны в работе компании или в конкурентоспособности товара или услуги. Конкурентоспособность — один из важнейших факторов, определяющих жизнеспособность любого предприятия. Рекомендуется проводить её анализ даже в условиях ограниченной конкуренции и повышенного спроса.

  • http://vk.com/id207110893 Альберт Щекинский

    Анализ при помощи такого многоугольника достаточно прост, но и не очень точный, так как параметры, которые берутся для анализа, не учитывают всей широты сравнительного анализа с конкурентом. Существует еще множество факторов, которые оказывают реальное влияние на конкурентноспособность товара или услуги, и они здесь, увы, не учтены…